Методика подбора гребного винта

Прежде, чем приступить к подбору гребного винта, следует точно знать:

  • Модель двигателя
  • Передаточное число редуктора двигателя
  • Габаритную длину лодки
  • Полный вес лодки, включая вес лодочного мотора, пассажиров, запаса топлива, оборудования и т.д.
  • Тип и назначение лодки

Только после этого:

  • Найдите в файле Propeller selection. docx или Propeller selection.pdf таблицу, соответствующую модели двигателя.
  • В левой колонке этой таблицы отыщите строку, соответствующую модели двигателя и его передаточному отношению. Данная строка будет представлять собой линейку шагов, предлагаемых производителем для этого мотора.
  • Отыщите в выбранной строке графу с соответствующими значениями длины лодки и ее полным весом.
  • Из подходящих по параметрам граф выберите ту графу, значение шага в которой имеет меньшее значение. Это позволит приблизиться к верхней границе рекомендованного диапазона оборотов двигателя.
  • Мысленно проводя вверх вертикальные линии от границ выбранной графы к шкале скоростей, можно ориентировочно оценить максимальную скорость лодки.

Интернет-ссылка для подбора гребного винта

                                                             

Примечание:
Длина указывается в футах
Вес – в фунтах
Объем – в галлонах

Конвертер величин

Характеристики гребных винтов

Алюминий или сталь?
Каждый из этих металлов имеет свои преимущества. Главный вопрос заключается в том, как Вы собираетесь использовать гребной винт? Безусловно, наиболее распространенным материалом, используемым сегодня для гребных винтов, является алюминий. Он прочен, легко ремонтируем и необычайно стоек к коррозии. Однако нержавеющая сталь примерно в 5 раз более прочная. Фактически, это самый прочный и долговечный из всех материалов, использующихся для гребных винтов. Это означает, что нержавеющей стали не грозят повреждения от трещин и ударов, которые обычно появляются на алюминиевых винтах. Это также означает, что лопасти такого гребного винта могут быть тоньше, что придаст ему дополнительную эффективность. Неудивительно, что нержавеющая сталь, по сравнению с алюминием, гораздо более устойчива к коррозии - хотя она также может стать причиной корродирования ближайших алюминиевых поверхностей в соленой воде в том случае, если не использовалась хорошая анодная защита. Кроме того, алюминиевые гребные винты не привязаны к типу судна, в то время как лопасти из нержавеющей стали определены для разных типов, позволяя Вам выбрать наиболее подходящий для того, чтобы достичь желаемого результата. Таким образом, если Вы цените ускорение, скорость и эффективность, то при выборе материала гребного винта Вам следует обратить внимание на нержавеющую сталь.
Диаметр
Внешний диаметр винта – это диаметр окружности, описываемой внешними кромками лопастей. Как правило, на небольшие надувные лодки и катера устанавливают винт с большим внешним диаметром, а для скоростных судов - с меньшим; диаметр тем больше, чем меньше обороты двигателя (меньше скорость двигателя и/или больше редуктор). При увеличении поверхности лопастей диаметр будет увеличиваться.
Шаг винта
Шаг винта – это расстояние, пройденное винтом в осевом направлении за один оборот. Если винт имеет характеристику 13 3/4 х 21, то это значит, что его диаметр 13 3/4 (35 см) и шаг – 21 (53 см). Таким образом, теоритически этот винт проходит расстояние 21" (53 см) за один оборот. Изменение шага вина в некоторой степени эквивалентно изменению передаточного отношения. Если Вы хотите, чтобы двигатель лодочного мотора имел заданное число оборотов, то имейте ввиду, что чем быстрее движется судно, тем больший шаг винта необходим.
Увод лопасти винта
Увод лопасти винта – это угол между задней кромкой лопасти винта и перпендикуляром к оси ступицы. Как правило, стандартные винты для подвесных и стационарных двигателей имеют увод лопасти равный 15°. Более эффективные гребные винты имеют переменный увод лопасти, доходящий до 3000 у периферии лопастей.
Больший увод лопасти гребного винта обеспечивает лучшую работу в ситуации, когда лопасть винта встречает сопротивление поверхности воды. На более легких и быстрых лодках больший увод лопасти позволит поддерживать оптимальное положение лодки и катера, и как результат увеличить максимальную скорость и снизить гидравлическое сопротивление. Однако, для некоторых легких и быстрых катеров слишком большой увод лопасти может способствовать их меньшей стабильности на воде, в этом случае лучше выбрать гребной винт с меньшим уводом лопасти.
Количество лопастей
Гребной винт с одной лопастью будет наиболее эффективен в том случае, если вибрация не особо Вам досаждает. Если же Вы хотите достичь баланса между эффективностью и вибрацией, Вам следует выбрать двухлопастной винт. Чем больше лопастей, тем меньше эффективность винта, но в то же время плавнее работа. Большинство винтов идут с тремя лопастями для достижения оптимального отношения уровня вибрации, размеров, эффективности и стоимости. Разница в эффективности между двумя- и тремялопастными винтами практически не заметна, а вот разница в уровне вибрации ощутимая. Практически все скоростные винты трех- или четырехлопастные.


Какой гребной винт выбрать - трех-, четырех- или пятилопастной?


3-лопастные гребные винты

  • Наиболее широко распространены
  • Хорошие выходные характеристики
  • Наивысшая максимальная скорость
  • Слаженная работа в целом

4-лопастные гребные винты

  • Более стремительный выход на глиссирование
  • Плавный ход лодки на низких скоростях
  • Лучшая средняя скорость при одинаковых оборотах по сравнению с 3-лопастным винтом
  • Лучшая управляемость на низких скоростях
  • Более плавный ход по сравнению с 3-лопастным винтом

5-лопастные гребные винты

  • Максимальное ускорение
  • Наиболее плавный ход катера
  • Самый быстрый выход на глиссирование

 

 

Гребной винт

Диаметр – воображаемая прямая, лежащая между двумя противоположными точками описываемой винтом окружности и проходящая через ее центр.

 

 

Шаг – теоретическое расстояние в дюймах, которое гребной винт проходит вперед за один полный оборот. Можно воспринимать шаг как «скорость». Чем больше шаг гребного винта, с которым может работать двигатель, тем обычно выше скорость лодки.
Владельцу необходимо выбрать гребной винт  только с нужным шагом для лодки и двигателя. А соответствующий диаметр такого винта предопределен инженерами-разработчиками фирмы Mercury.