Подбор мощности двигателя и их количества

Минимальная мощность двигателя, необходимая для выхода на глиссирование.
В зависимости от обводов корпуса, лодка должна выйти на глиссирование, если на каждую лошадиную силу приходится не более 20-25 кг ее водоизмещения. Таким образом, чтобы определить минимально необходимую мощность двигателя для выхода на глиссирование, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, лодочный мотор и пассажиров с багажом и разделить результат на 20 или 25 в зависимости от килеватости судна. Причем для плоскодонных и малокилеватых судов следует брать величину 25, а для мореходных, килеватых брать 20. Полученное число и будет определять искомую мощность.
Максимально допустимая мощность двигателя по соображениям остойчивости судна.
Для каждого катера и лодки существует предел мощности по условиям безопасности. При росте скорости судна возрастают и силы, действующие на корпус. При превышении некоего безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или разрушение ее корпуса. В связи с этим были разработаны некие усредненные нормы, согласно которым предельно допустимая мощность по условиям динамической остойчивости определяется в зависимости от произведения длины судна на его ширину. Следует обратить внимание на то, что в расчет принимается не наибольшая ширина корпуса, а ширина по скуле на транце. Если на корпусе имеются скуловые брызгоотбойники, то их ширина должна учитываться в общей расчетной ширине днища. Мощность, определенная по графику, может считаться заведомо безопасной для лодок с отношением длины к полной ширине корпуса меньше 3,5. Для более длинных и узких лодок следует уменьшить мощность вдвое. Напротив, если корпус имеет современные обводы повышенной остойчивости, мощность может быть увеличена на 20%.

Максимально допустимая мощность двигателя по соображениям прочности
Максимальная мощность, допустимая по соображениям остойчивости судна, может оказаться чрезмерной с точки зрения прочности. Информация о максимально возможной мощности подвесного мотора для данной лодки указывается производителем лодки на табличке, закрепленной на транце. Мощность, указанная там, является предельной по прочности конструкции судна. Превышение этого значения приведет к разрушению корпуса и нежелательным последствиям. При желании оборудовать лодку двигателем, превышающим допустимую мощность, необходимо осознавать опасность, которая может возникнуть в случае эксплуатации такого судна. Вопрос серьезный, так как превышение допустимой мощности может при отсутствии опровержения, стать в суде достаточным доказательством или свидетельством халатности продавца. Подвесной лодочный мотор, который превышает максимальный предел мощности для данной лодки, может привести к:

  • потере управления лодкой
  • увеличению нагрузки на транец
  • слишком большим весом, нарушая расчетные характеристики плавучести лодки разрушению лодки, особенно в области транца

Минимально допустимая мощность двигателя
Если речь идет о выборе вспомогательного мотора, то надо учитывать, что использование излишне слабого двигателя тоже небезопасно. В ветреную погоду тяжелые лодки и катера с маломощными моторами могут не преодолеть силу ветра и будут сбиты с курса. В дополнение, на малой скорости глиссирующие лодки становятся рыскливыми, особенно на попутной волне. Рыскливость очень затрудняет управление, утомляет водителя и пассажиров и в определенных условиях может стать серьезной проблемой. Поэтому в качестве вспомогательного следует использовать двигатель мощностью не менее 1/4 от необходимой для выхода на глиссирование. Применять более слабые моторы крайне нежелательно.

Определение числа подвесных двигателей

Этот аспект выбора силовой установки не менее важен, чем все выше изложенное. Там, где условие надежности приобретает первостепенное значение, рекомендуется использовать двухмоторную установку. Многолетние наблюдения показывают, что абсолютно надежной техники не существует. Даже весьма совершенные новые подвесные лодочные моторы иногда отказывают. Поэтому только второй мотор может дать гарантию безопасности.
Но для достижения скорости одномоторного судна суммарная мощность установки из двух двигателей должна быть на 15% выше, а при равных мощностях скорость одномоторного судна выше на 10%. С учетом того, что один мощный мотор всегда экономичнее, двухмоторное судно расходует топлива примерно на 20% больше.
Достоинства одномоторной установки

  • Более высокая скорость, т.к. эффективность одного большого гребного винта выше, чем двух маленьких, а сопротивление подводной части одного мотора меньше, чем суммарное сопротивление двух моторов.
  • Меньший расход топлива на единицу пройденного пути, как по причине более высокой достижимой скорости, так и оттого, что мотор большей мощности сам по себе экономичнее.
  • Один мотор меньше весит, чем два маленьких.
  • Один большой мотор несколько дешевле двух маленьких.

Преимущества двухмоторной установки

  • Большая надежность. Если в случае отказа единственного мотора экипаж лодки и катера будет вынужден дрейфовать, надеясь лишь на постороннюю помощь, то в случае двухмоторной установки можно спокойно продолжить перемещение, правда с меньшей скоростью.
  • Вес каждого мотора в отдельности гораздо меньше одного большого, а с точки зрения удобства обслуживания именно это имеет большое значение.
  • Можно приобретать моторы не сразу, а поочередно, получая своеобразную рассрочку.
  • В случае поездки на небольшое расстояние и с неполной загрузкой возможно установить только один мотор и получить значительную экономию топлива.

 

Буквенное обозначение

М- ручной запуск

Е- электрический запуск

L- длина дейвуда 508 мм.

LL- длина дейвуда 572 мм.

XL- длина дейвуда 635 мм.

XXL- длина дейвуда 762 мм.

При отсутствии данных обозначений дейвуд по умолчанию S равен 381 мм.

 

O - автоматическое смешивания масла с бензином

PT - электрический гидроподъем

C - левое вращение винта

EFI - электронный впрыск топлива

SW - допуск к эксплуатации в соленой воде

H - румпельное управление

F - четырех тактный мотор

JET - водометный мотор

SEAPRO - двигатели комерческого использования

SAILLPOWER - вспомогательные моторы с увеличенной задней тягой

BIG FOOT - грузовой редуктор

OPTIMAX - моторы с прямым впрыском топлива

Цикл обкатки моторов MERCURY

Несоблюдение порядка обкатки двигателя может привести к серьезному повреждению двигателя.

В течение первого часа работы двигателя изменяйте положение дроссельной заслонки, не превышая 3500 об/мин, или работая с открытой приблизительно на половину дроссельной заслонкой.

 

В течение второго часа работы двигателя изменяйте положение дроссельной заслонки, не превышая 4500 об/мин, или с открытой приблизительно на три четверти дроссельной заслонкой, и каждые десять минут давайте двигателю поработать в этот период примерно одну минуту с полностью открытой дроссельной заслонкой.

 

В течение следующих восьми часов работы двигателя избегайте продолжительной работы при полностью открытой дроссельной заслонке дольше, чем пять минут подряд.